Главная » Файлы » Мировые кино-звёзды |
21.06.2018, 23:04 | |
РОЛАН БЫКОВ
Карьера: Актёр Биография Ролан Антонович Быков – по документам, начиная с послевоенного времени, из-за ошибки паспортиста — Роланд Анатольевич, родился 12 октября 1929 года в Киеве. Сын красного командира и красавицы из интеллигентной семьи, он унаследовал от отца бунтарскую кровь, а от матери - любовь к искусству. "Я вышел на сцену первый раз в четыре года, - рассказывал Ролан Быков. - И потом ни разу с нее не сходил". Он играл везде - на экране, на сцене, в бизнесе. Более ста ролей, за которые, хотя и запоздало, в 1990 году, он получил звание народного артиста. Несколько режиссерских работ - и каких! - "Айболит-66", "Семь нянек", "Внимание: черепаха!", "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", "Чучело". Неутомимая общественная деятельность - от секретаря правления Союза кинематографистов и народного депутата тогда еще СССР до президента Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества. В 1951 году он окончил актерский факультет театрального училища им. М. Щепкина и стал актером и режиссером Московского ТЮЗА, затем - Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, а после этого - студенческого театра МГУ. С 1955 начал сниматься в кино. С начала 1960-х годов Быков стал все больше и больше времени отдавать кинематографу - в 1960 году он стал актером и режиссером киностудии "Мосфильм", с 1989 работал художественным руководителем объединения "Юность". Именно Быков стоял у истоков Всесоюзного Центра кино и телевидения для детей и юношества, преобразованного в Международный Фонд развития кино и телевидения для детей и юношества ("Фонд Ролана Быкова"). С началом перестройки и последовавших реформ Быков начал участвовать в политической жизни страны. Сначала он избирался секретарем Союза кинематографистов СССР, а в 1989-1991 годах работал народным депутатом СССР. Возглавлял Внепартийное общественно-политическое Движение 95 - Союз общественных организаций работников культуры, науки, образования и экологии, был президентом банка "Хэлп". В 1994 году за заслуги в области воспитательной работы Ролан Быков был награжден почетной Золотой медалью им. Л. Толстого, вручаемой ежегодно Международной ассоциацией детских фондов. Перечисление всех наград Быкова займет очень много места. Наиболее значительные из них такие: Государственная премия СССР (1986), звание Заслуженного артиста РСФСР (1973), избрание академиком Российской Академии Кинематографических искусств. За свою бурную творческую жизнь Ролан Быков снялся более чем в восьмидесяти фильмах. Кинематографический дебют состоялся в 1954 году в фильме "Школа мужества". В принципе, фильмов с Быковым в главной роли не так много, однако каждое его появление на экране придавало фильму удивительное очарование и выразительность. Можно не играть главные роли, но можно играть запоминающиеся роли, которые врезаются в память зрителей лучше, чем сам фильм. У Быкова таких ролей было много. Он знал про себя сам, что он великий актер, но не любил, когда об этом говорили другие. И уж вовсе терпеть не мог, когда об этом говорили патетически. К началу 70-х годов Ролан Быков уверенно входил в когорту любимых актеров советских кинозрителей. О масштабах этой любви говорит уже то, что многие фразы, сказанные героями Быкова в самых разных фильмах, ушли в народ: "Эх, Морозова!" ("Вызываем огонь на себя"), "обои полетим" ("Служили два товарища"), "жмот я, Петрыкин" ("Большая перемена"), "Улица Койкого" ("По семейным обстоятельствам") и многие другие. В одной из лучших своих режиссерских работ, картине "Чучело", вышедшей на экраны в 1984 году после долгой и трудной борьбы с аппаратчиками, Быков чуть ли не первым показал правдивую жизнь подростков. В 1986 году этой картине была присуждена Государственная премия. В том же году Ролан Антонович сыграл и одну из лучших своих киноролей - в фильме К. Лопушанского "Письма мертвого человека", получившую на разных фестивалях 8 призов. "Когда вышел фильм "Чучело", многие спрашивали: "Вы всегда ставили комедии, ...вы изменили своему жанру?" Этот вопрос сначала ставил меня в тупик, и я сам не понимал, отчего так случилось. Но постепенно приходило прозрение. Я не изменил жанру. Просто конфликт между ничтожеством и личностью решительно изменился - из комического он на глазах превратился в трагический: мещанин и обыватель, ничтожество и бездарность не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Появился комплекс тотальной полноценности обывателя перед личностью, а это уже не смешно. Если бы сказка "о рыбаке и рыбке" кончалась тем, что старуха не оказалась бы у разбитого корыта, а, напротив, стала владычицей морскою, и служила бы ей "золотая рыбка", и была бы при ней "на посылках" - это была бы самая грустная сказка на свете". Фильм "Чучело" - лучший тест, по которому определяется подлинное лицо воспитателя и педагога, независимо от их деклараций. "Чучело" вызвало неоднозначную реакцию зрителей. Было много писем с благодарностью и восхищением, но были и такие: "Мосфильм. Ролану Быкову. Не можете ставить фильмы, лучше не беритесь. За "Чучелу" вас надо за решетку посадить. Чему учите детей? Как можно в наше время, в нашем Советском государстве.....". Быков всегда пытался прочитывать письма зрителей. "Но меня поражает, отчего письма, критикующие картину, большей частью анонимные?.. К сожалению, призыв к доброте иногда делается с такой злобой, что остается только настаивать на "недоброте" как на своем последнем достоинстве. Но одна подпись на подобном письме оказалась весьма интересной: "Кто писал? Неважно!...Ивановы, Петровы, Сидоровы!" В этой надписи разгадка. Тут образ - это уже все! Весь народ! Самая характерная черта анонима - он смело берет слово от имени всего народа..." "Двадцать лет назад я поставил озорную и совершенно новую по тем временам картину "Айболит-66"... Бармалей при первой же встрече ограбил доктора, выбросил его и всех его друзей в море и завладел кораблем. Чего же ему еще было нужно? Почему он преследовал доктора, гнался за ним по джунглям... Что ему, в сущности, было нужно? И вот оказывалось, что ничтожеству нужно было самоутвердиться перед личностью: "Чем ты лучше меня?" Мой замысел - "фантазия на тему глобального мещанина" и "комплекс неполноценности смешного ничтожного существа перед великой личностью" - закономерно нашел воплощение в комическом конфликте". Вообще очень интересно было просто слушать Мастера. Следить за ходом его "публичного философствования". И всюду слова Мастера интересны, его мысли удивительно точны и злободневны. Каждый раз они заставляют думать. Не веселиться - думать заставляют. Что и требовалось, наверное. Быков был действительно счастливым человеком. "Я, пожалуй, выполнил почти все профессии, о которых мечтал в детстве, - признавался Ролан Антонович. - Когда-то мечтал играть на флейте - в результате сочинил несколько песен, вальс. Я мечтал когда-то быть учителем - я преподаю. Я мечтал когда-то быть поэтом - я пишу. Я очень мечтал быть писателем - и я, по-моему, стал писать довольно сносно..." Всесоюзную актерскую славу Быкову принесла роль Акакия Акакиевича Башмачкина в "Шинели". "Моя первая любовь, мое рождение, моя судьба, мое счастье, мое призвание", - отзывался актер об этой роли. Были в творческой биографии Быкова и так называемые полочные роли. Фильмы "Комиссар" и "Проверка на дорогах", где он сыграл главные роли, вышли на экран только в перестроечные 80-е годы. Не все гладко было и в режиссерской работе: очередной фильм Быкова, "Внимание: черепаха", с трудом удалось пробить на экран. Чиновники из Госкино во всем видели крамолу. Быков - не укладывался в общепринятые рамки. Не хотел и не мог иначе. "Я не считаю себя диссидентом или смутьяном, но я не в силах был браться за то, что мне неинтересно", - говорил Ролан Антонович. Личная жизнь Быкова была не менее бурной, чем творческая. В первый раз он женился в 50-е годы, и в 1956 году у него родился сын, которого назвали Олегом. Однако к концу 60-х этот брак распался. А в 1972-м году Ролан встретил свою новую любовь 29-летнюю актрису Елену Санаеву, дочь известного актера Всеволода Санаева. "Привели режиссера. Невидный, неинтересный, совсем молодой парень... Но вот он заговорил, вот мы начали репетировать... И я навсегда влюбилась в Ролана. Он был прекрасен со своими огромными детскими глазами, он доводил нас всех до опьянения своими репетициями, показами, шквалами рассуждений... Всегда неожиданных, многовариантных, зрительных..." Эти воспоминания актрисы Ии Саввиной относятся к середине 50-х годов, когда Быков пришел в Студенческий театр МГУ. ...Даже зная о своем недуге, опухоли на легких, Ролан Антонович беспрерывно курил. Лежа в больнице, с капельницей, думал о том, что надо снимать. До последнего вздоха работал над своей картиной "Портрет неизвестного солдата". Уже находясь в реанимации, хотел, чтобы с экранов монитора сняли работу его сердца, его сосудов, крови. Хотел включить эти кадры в фильм. Не успел. 6 октября 1998 года еще один из тех, кого величали "шестидесятниками", умер. Ролана Быкова похоронили на Новодевичьем кладбище. Но осталась память - об актере, режиссере, а прежде всего - Человеке. Человеке, который не мог усидеть на месте.
| |
Категория: Мировые кино-звёзды | Добавил: Velial666Vili
| Теги: | |
Просмотров: 237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |